Эпидемиология легких когнитивных нарушений
Современный ритм жизни ставит перед человечеством, в целом, и перед медицинским сообществом, в частности ряд задач. Эра информационных технологий, обилие поступающих сведений, постоянные стрессовые условия – все это делает актуальными проблемы когнитивных нарушений, связанных с так называемыми «синдромом менеджера» и «синдромом хронической усталости».
Сами по себе когнитивные нарушения являются актуальной проблемой, с которой могут столкнуться доктора самых различных специальностей. И если выраженные когнитивные расстройства заподозрить и выявить достаточно просто, то легкие когнитивные расстройства могут оставаться не диагностированными, хотя они также нарушают бытовую, социальную и профессиональную деятельность человека, снижая качество его жизни1.
Распространенность легких и умеренных когнитивных нарушений составляет 15–20%1,2. С возрастом распространенность когнитивных нарушений увеличивается. Так, в 60–69 лет когнитивные расстройства имеют от 20% человек, в то время как после 85 лет уже от 40% человек2. Так как развитию выраженного когнитивного снижения в виде деменции обычно в течение длительного периода времени предшествуют нарушения когнитивных функций легкого характера, лечащие врачи должны уделять больше внимания диагностике и своевременному принятию мер для терапии данных состояний.
Как было указано выше, одними из явлений современного мира, ведущие к появлению подобных расстройств, являются синдром менеджера и синдром хронической усталости.
Синдром менеджера или синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это ответная реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления3.
Кроме физических, эмоциональных, поведенческих и социальных симптомов, для синдрома менеджера характерны такие когнитивные симптомы, как падение интереса к новым идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, снижение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах -тренингах, образовании; формальное выполнение работы3.
Одной из профессий, работники которой более, чем другие, подвержены риску
развития синдрома эмоционального выгорания, является профессия врача. Все дело в том, что ежедневная деятельность врача связана со многочисленными рутинными особенностями и рисками (такими как постоянный страх совершения ошибок, стремление к совершенству, постановка здоровья пациента выше своих желаний и стремлений, обилие бумажной работы), с которыми специалисты сталкиваются постоянно4,5.
В свою очередь, синдром хронической усталости (СХУ) – это -заболевание, главным признаком которого является немотивированная выраженная общая слабость, на длительное время выводящая человека из активной повседневной жизни, и ведущая к значительным социально-экономическим проблемам6, 7, 8.
По данным различных исследований распространенность СХУ колеблется от 0,007 до 2,8% среди взрослого населения9–11. Преимущественно СХУ затрагивает молодых людей в наиболее трудоспособном возрасте, чаще занятых на работах, где требуется повышенные интеллектуальные способности, высокий уровень эмоциональной нагрузки, и нередко – быстрота реагирования и сообразительность (врачи, учителя, преподаватели, журналисты, менеджеры и т. д.). Чаще СХУ встречается среди женщин9, 11.
В качестве причин СХУ рассматривают вирусы (Эпштейна – Барр, цитомегаловирус, вирусы простого герпеса I, II, VI типов, вирус Коксаки, гепатит С, энтеровирус, ретровирус), снижение церебрального кровотока в определенных участках головного мозга, повышение лактата в цереброспинальной жидкости, нарушение ритма выделения кортизола и снижение его количества в крови больных в связи с повышенной активностью гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, уменьшение мозгового нейротрофического фактора (BDNF), изменения в серотонинергической нейромедиаторной системе, активация системы цитокинов мозга6.
К возможным осложнениям СХУ, что делает прогноз при этом заболевании достаточно серьезным, относятся депрессия, выраженные когнитивные нарушения, социальная дезадаптация, потеря трудоспособности, побочные эффекты и реакции вследствие медикаментозной терапии6.
Лечение когнитивных нарушений на фоне синдрома менеджера и синдрома хронической усталости должно быть рациональным и комплексным. В идеальной ситуации лучше всего устранить первопричину, вызвавшую расстройство, если она известна, к примеру, сменить рабочие условия, вызывающие дистресс, провести противовирусную терапию, когда она показана и возможна3,6.
В лечении рассматриваемых симптомов из немедикаментозных методов используются нормализация режима отдыха и физической нагрузки, рациональное правильное питание, общий или сегментарный массаж совместно с гидропроцедурами и лечебной физкультурой, аутогенная тренировка или другие активные методы нормализации психоэмоционального фона, психотерапия.
При хроническом стрессе возникают органические нарушения, обусловленные опосредованным повреждением нейронов, в связи с чем в данной ситуации действенными являются лекарственные препараты, БАДы, нейропептидные комплексы, модулирующие процессы нейропротекции и нейропластичности.
Для улучшения когнитивных способностей возможно использовать средство естественного происхождения — Мемопрув, который способствует улучшению памяти, бдительности и концентрации внимания, благодаря активному действию смеси нейропептидов биологического происхождения. Мемопрув содержит смесь нейропептидов (N PEP-12®), которые моделируют рост нервов в нормальном функционирующем мозге.
Было показано, что после 30 дней употребления Мемопрува наблюдается:
- Улучшение кратковременной памяти
- Улучшение способности концентрироваться;
- Повышение внимательности;
- Улучшение способности удерживать в памяти новую информацию;
- Улучшение остроты и ясности ума.
Таким образом, справиться с испытаниями, которые несет для когнитивной функции пациентов современный мир, можно путем сочетания немедикаментозных методов воздействия совместно с использованием современных средств.
Литература:
1. Екушева Е.В. Когнитивные нарушения — актуальная междисциплинарная проблема // РМЖ. 2018. №12(I). С. 32-37
2. Rodríguez-Sánchez E., Mora- Simón S., Patino-Alonso M.C. et al. Prevalence of cognitive impairment in individuals aged over 65 in an urban area: DERIVA study // BMC Neurology. 2011. Vol. 11. Р.147.
3. Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания. Журнал ГрГМУ. 2007. № 3. С 108-111
4. Rezaee R, Ebrahimi S. Clinical Learning Environment at Shiraz Medical School. Acta Medica Iranica. 2013; 51(1):62–7.
5. Nedrow A, Steckler N, Hardman J. Physician Resilience and Burnout: Can You Make the Switch? Family practice and management. 2013; 20(1): 25–30.
6. Пизова Н.В. Клиника, диагностика и лечение синдрома хронической усталости. Медицинский совет. 2015. №2. C. 20-24
7. Bombardier CH, Buchwald D. Chronic fatigue, chronic fatigue syndrome, and fibromyalgia. Medical Care, 1996, 34(9): 924–930.
8. Buchwald D, Pearlman T, Umali J, Schmaling K, Katon W. Functional status in patients with chronic fatigue syndrome, other fatiguing illnesses, and healthy individuals. The American Journal of Medicine, 1996, 101(4): 364–370.
9. Steele L, Dobbins JG, Fukuda K et al. The epidemiology of chronic fatigue in San Francisco. The American Journal of Medicine, 1998, 105(3): 83–90.
10. Fukuda K, Dobbins JG, Wilson LJ, Dunn RA, Wilcox K, Smallwood D. An epidemiologic study of fatigue with relevance for the chronic fatigue syndrome. Journal of Psychiatric Research. 1997, 31(1): 19–29.
11. Jason LA, Richman JA, Rademaker AW et al. A community-based study of chronic fatigue syndrome. Archives of Internal Medicine. 1999, 159(18): 2129–2137.
12. Инструкция по использованию биологически активной добавки Мемопрув